Основное назначение прицепов и полуприцепов – снижение количества рейсов при транспортировке грузов. В связи с развитием в России грузоперевозок, а особенно – системы cargo, использование полуприцепов становится всё более востребованным.
Полуприцепы – это транспортные средства, рамы которых спереди опираются на опорно-сцепные устройства автомобилей-тягачей, а сзади – на собственные оси с колёсами, которых может быть одна, две или больше. В результате автомобиль-тягач несёт на себе часть массы полуприцепа с грузом, что требует продуманного подхода в выборе тягача.
Шасси полуприцепа предназначается для установки фургона, бортов, различного оборудования.
Полуприцепы различают по количеству осей, типу подвески (пневматическая или рессорная), габаритам, грузоподъёмности, вместимости, типу бортов и т.д.
Одноосные полуприцепы имеют грузоподъёмность до 2-х тонн, двуосные – до 8 тонн, многоосные – 20 – 50 тонн и больше.
С целью снижения погрузочной высоты и увеличения устойчивости производятся низкорамные полуприцепы.
Обязательным для полуприцепов является оборудование их габаритными фонарями и другими светоприборами.
Согласно своему назначению, можно выделить следующие типы полуприцепов:
1. Бортовые и тентованные.
Наиболее простые типы полуприцепов. Их можно оборудовать съёмным каркасом, задними дверями, гидробортом. Появление тентов из прочных синтетических тканей привело к тому, что бортовыми сейчас делают, в основном, лишь открытые полуприцепы, а в тентованных борта вообще отсутствуют – заменяются балками (деревянными или алюминиевыми), при этом тент оснащается дополнительными замками. Тентованные полуприцепы были изобретены в Европе и лишь недавно появились в России.
Для изготовления тентов используют прочные пыле- и влагонепроницаемые синтетические материалы, которые позволяют выдержать нагрузку наравне с бортом.
Крыши полуприцепов могут быть жёсткими неразборными (к примеру, алюминиевыми) или выполненными из того же материала, что и бока.
Высота тента обычно регулируется в пределах полуметра.
Бортовые полуприцепы используют при перевозке кирпича, металла, плит, досок и других стройматериалов. В тентованных полуприцепах перевозят технику, продукты, мебель, аппаратуру.
2. Изотермические полуприцепы
Полуприцепы в виде изотермических фургонов используют для транспортировки грузов, нуждающихся в определённом температурном режиме. Толщина термозащитного слоя лежит в диапазоне от 30 до 100 мм. В качестве изоляционного материала может служить пенопласт или пенополиуретан, а кузов при этом изготавливается из сендвич-панелей.
Изотермические фургоны могут оснащаться холодильным оборудованием.
3. Промтоварные полуприцепы
Этот тип полуприцепов предназначен для перевозок промышленных товаров, которые не требуют поддержания определённых температур. Как правило, это наиболее простые и недорогие фургоны.