Протекционистские меры в виде утилизационного сбора на автомобили, принятого 1 сентября текущего года, ухудшили положение компаний, импортирующих грузовые машины. Данный сбор был введен для защиты российских производителей после вступления РФ в ВТО и сокращения таможенных платежей.
Наиболее значительно пострадал импорт грузовых авто китайского производства, говорят специалисты. АСМ-холдинг сообщает, что показатели продаж грузовиков из Китая (главным образом, автомобилей свыше пяти тонн) на российском рынке за первые три квартала 2012 года увеличились на 32,5 процента. Всего за этот период было продано 12 800 грузовиков.
Лидирующее положение среди китайских брендов занимает Фотон. Грузовых машин этой марки в России было продано 3 300. Учитывая присутствие авто КамАЗ и МАЗ, нужно отметить, что на долю китайских грузовых машин приходится примерно 15 процентов российского рынка. Это самые высокие показатели из всех иностранных производителей (около 36 процентов).
По мнению специалистов, принятие утилизационного сбора и более жесткие условия сертификации грузовой техники из Китая в краткосрочном периоде вызовет несущественное понижение доли китайских предприятий. Но в 2015 году процентная доля китайских грузовых машин в РФ все равно увеличится и составит 20 и более процентов. Особенно сильной эта тенденция будет в сибирских и дальневосточных регионах.
Справка: утилизационный сбор на импортные авто был введен в России с 1 сентября. К такой мере правительство страны прибегло, чтобы компенсировать потери отечественных производителей от снижения таможенных пошлин с 30 до 25 процентов в результате вступления России в ВТО. Сбором облагаются компании-импортеры и физические лица, ввозящие автомобили на территорию РФ. Сбор необходимо платить как за новые, так и за подержанные автомобили. Российские и иностранные производители, изготавливающие машины на территории РФ, освобождаются от уплаты сбора, если гарантируют безопасную утилизацию своей продукции.